Рекомендации по организации и проведению современных занятий
Учителю русского языка и литературы
по развитию связной речи учащихся
1. Определять цель речевой работы на каждом этапе учебного занятия.
2. Создавать условия для активизации словаря учащихся, совершенствования грамматического строя через задания в парах, в группах.
3. Предоставлять учащимся возможность посредством упражнений (по образцу, логических, творческих) развивать связную речь.
4. Создавать «ситуацию успеха».
5. Осуществлять текущий контроль над качеством речи (содержательность, последовательность, логичность, уместность, умение пользоваться языковыми средствами, выразительность и т. д).
Выбор единой лексической темы
урока русского языка в 5 классе
Тема урока:
«Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации»
Единая лексическая тема – «Красота осени»
1. Задание: выписать словарные слова
Борис Пастернак «Золотая осень»:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2. Загадки для физкультминутки (проводят ученики):
Его просят, его ждут,
А как придёт - прятаться начнут. (Дождь)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)
3. Определение границ предложений (текст дан без знаков препинания)
Была звездная ночь. Тихо стоял темный лес. На берегу горы казались выше, месяц обливал все своим светом. Бурлившая днем горная река присмирела, все вокруг уснуло.
4. Мультипликационный фильм «Сердце осени» (задание: выписать предложения, разные по цели высказывания)
5. Тестовые задания (пример):
1. Найдите невосклицательное предложение:
А) Весна красна цветами, а осень — снопами.
Б) Унылая пора! Очей очарованье! (А.С. Пушкин)
2. Найдите предложения, в которых имеется только подлежащее:
А) Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. (И.Бунин)
Б) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н.Некрасов)
6. Текст-рассуждение на тему «Что для меня сердце осени? (творческое задание на дом)
Методические рекомендации, брошюры, памятки
История
Задания по истории для работы с интерактивной доской
Функции: «Перетаскивание», «Электронное перо»
1. Задание «Выпиши даты и укажи события». Предлагаю такие задания на этапе закрепления изученного, при проверке домашнего задания. Для учащихся предлагается цифровая цепочка, состоящая из определенных дат. Необходимо из этой цепочки выписать известные даты, указать, какие события связаны с этими датами:
- 179517721793;
- 1925 1937192119271924;
2.Задание «Личности в истории» использую чаще всего при изучении нового материала и обязательно на уроке итогового обобщения. Работа предлагается в нескольких вариантах:
-выбрать любой портрет, определить личность исторического деятеля, составить характеристику исторического деятеля;
-определить имена всех предложенных исторических деятелей, записать, кто изображен на портретах;
-путем перемещения надписей, учащиеся соотносят исторические личности, изображенные на портретах с событиями, связанными с их деятельностью;
3.Задание «Соотнеси» учащиеся выполняют на этапе закрепления изученного, на уроках итогового обобщения:
-занятия – орудия труда;
-даты и события;
-произведения с их авторами;
-понятия с их определениями;
-аббревиатуры и их значения;
-политические движения и их программы;
4.Задание «Расположи в хронологической последовательности». Необходимо указать даты предложенных событий и указать их в хронологической последовательности:
-основные этапы создания белорусской государственности – БНР, первое провозглашение БССР, создание ЛитБелССР, второе провозглашение БССР;
5.Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор:
а)лук,копье,гарпун;
б)Гедемин, Ягайло,Витовт,М. Гусовский.
6.Найди закономерность и раздели слова на две группы:
-идолы, Исус, язычество, крест, Перун, икона, христианство, капище, Купала, собор, пасха.
7.Найди общие и различные признаки в данных понятиях:
-человеческое стадо и родовая община;
-король и президент;
-совнархозы и министерства.
Обслуживающий труд, метод учебных проектов
Разделы стенда «Творческие проекты»
1. Памятка.
2. План работы над проектом.
3. Темы проектов.
4. Образцы заданий.
5. Требования к проектированию изделий.
6. Оформление работы. Требования к пояснительной записке.
7. Образец титульного листа пояснительной записки.
8. Экономическое обоснование проекта.
9. Критерии оценки творческого проекта.
10. Порядок защиты проекта.
Требования к проектированию изделий
1. Технологичность (простота изготовления изделия, доступность необходимых материалов).
2. Экономичность (изготовление изделия с наименьшими затратами).
3. Экологичность (безвредность для окружающей среды).
4. Безопасность (предусмотрение системы мер по охране труда, соблюдение норм санитарии, гигиены и т. д.)
5. Системность (отражение созданной системы выполнения проекта).
6. Творческая направленность (отражение творчества учащихся).
7. Соответствие требованиям дизайна.
8. Значимость (практическое значение).
Рекомендации по выполнению творческого проекта
Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сложен и тернист. Но не пугайся – результат обязательно будет! У тебя всё получится!
Прочти эти советы и начинай!
1. Выдели и осмысли проблему.
2. Чётко сформулируй проблему.
3. Копи идеи! Записывай, собирай всё, что, на твой взгляд, тебе может помочь.
4. Составь план работы над своим проектом.
5. Не замыкайся! Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей.
6. Оцени себя сам! Решил ли ты проблему? Можно ли расширить проект?
Успехов тебе!
Алгоритм работы над творческим проектом:
1. Определение темы и изделия проекта.
2. Эскизное конструирование. Изготовление макета.
3. Разработка графических и технологических рабочих документов.
4. Подбор материалов и инструментов.
5. Составление плана работ.
6. Реализация плана – изготовление изделия.
7. Испытания, устранение недостатков.
8. Отделочные работы.
9. Оформление пояснительной записки (документации проекта).
Защита проекта требует содержательное, грамотное представление изделия.
Алгоритм защиты проекта:
1. Краткое обоснование выбора темы, изложение целей и решаемых задач.
2. Назначение, устройство, применяемые материалы, крепежные детали и технология изготовления деталей, их сборка и отделка.
3. Экономическое обоснование, себестоимость изделия и целесообразность его изготовления.
4. Новизна, оригинальность, общественная значимость и практическая важность изделия (можно изложить в обосновании выбора темы).
5. Выводы, перспективы, самооценка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий