Богданова
О.Е.,
учитель
русского языка и литературы первой категории
Гродненской
городской гимназиии
Тема:
Николай Алексеевич Некрасов «Крестьянские дети»
Класс: 5
Место
урока: первый урок по творчеству Н.А.Некрасова
Целеполагание:
Познакомить учащихся с отдельными
фактами биографии поэта;
Познакомить со стихотворением
«Крестьянские дети»;
Проследить по тексту, как меняется
образ рассказчика;
Создать условия для развития связной
речи учащихся,
Создать условия для воспитания
чуткости, сострадания к героям произведения.
Тип
урока:
урок изучения нового материала
Оборудование:
Учебник
по литературе 5 класс. Часть первая. Авторы Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная,
С.Н.Каратай
Портрет Н.А.Некрасова
Аудиозапись произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети»
Словарики к стихотворению
Методы и приемы обучения:
объяснительно-иллюстративный, активное слушание, прием чтения с остановками,
беседа
Ход
урока
Играйте
же, дети, растите на воле,
На
то вам и красное детство дано.
Н.А.Некрасов
1.
Актуализация знаний учащихся.
(На
доске записано название нового раздела «И вижу я себя ребенком…) 2-3мин
─ Ребята, посмотрите, а что написано на
доске?
─
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (О детстве)
─ А при чем здесь литература? Ведь о
детстве вы можете поговорить на классном часу?
─ А как можно говорить о детстве на
литературе? ( Через художественные произведения, которые написаны о детях и для
детей)
И открывается этот раздел стихотворением
Николая Алексеевича Некрасова
«Крестьянские дети».
Сегодня на уроке мы познакомимся с
русским поэтом 19 века Николаем Алексеевичем Некрасовым, его произведением
«Крестьянские дети», а также понаблюдаем, как автор относится к детству и
крестьянским ребятишкам.
(открывается доска с записанной темой)…
Эпиграфом к уроку мы возьмем строки из
этого стихотворения:
─ К кому обращается автор в этих
строках?
─ Как вы понимаете выражение «красное
детство»?
─ С каким словом в этом высказывании
связано слово «детство»? А в каком значении оно употребляется, как вы думаете?
─ Давайте оформим запись в тетрадь. (Дети
записывают тему урока, эпиграф)
2.
Знакомство с биографическими фактами Николая Некрасова.
─ Ребята, а что вы знаете о Некрасове?
Для кого-то знакомство с Некрасовым
впервые, а кто-то его продолжит, может быть откроет для себя что-то новое.
Давайте познакомимся поближе с
будущим поэтом. Сегодня мне помогают Аня Немчинович, Настя Иоскевич и Кирилл
Микевич, которые подготовили небольшие сообщения.
Слушаем внимательно, потому что
ребята зададут вам вопросы.
(Доклады учащихся о жизни поэта)
Выступления учащихся.
Учащийся 1. Детство Некрасова прошло
в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он
не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта.
Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не
раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего
поэта.
Учащийся 2. В детстве Некрасов всё
свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Его друзья относились к
нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно
ходить в лес за грибами, плавать в реке, устраивать кулачные бои. Поэтому уже с
ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
Учащийся 3. Самым сильным увлечением
была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не
боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом
знакомиться с простыми людьми. Поэт любил наблюдать за сельской детворой. Позже
эти наблюдения превратились в поэму «Крестьянские дети», которая была
опубликована в 1861 году после отмены крепостного права.
Из воспоминаний сестры Некрасова Анны
Буткевич.
«За нашим садом непосредственно
начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство, было постоянным
огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр
место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала брата –
никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при
каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх,
которые нередко оканчивались общей дракой…»
Вопросы ребят, либо контрольный
вопрос учителя:
─ А каким вы представляете Некрасова в
детстве?
3.
Организация работы учащихся с аудиозаписью и учебником (активное слушание). (25 мин.)
─ Ну, а теперь мы познакомимся с вами со
стихотворением «Крестьянские дети». Послушаем это произведение в исполнении
артиста. Ребята, обратите ваше внимание на артистичное чтение, следите по
тексту, будьте внимательны, потому что по ходу чтения мы будем делать паузы и
беседовать по содержанию.
(Заранее
учитель делит стихотворение на смысловые части. В ходе активного слушания
выстраивается схема: «Образ автора в стихотворении» )
1 часть («Опять я в деревне. Хожу на
охоту» ─ «Так рядом с Гаврилой…─ «Услышит, молчи!»
Вопросы к 1 части:
- Кто является главным героем
стихотворения?
- Кто рассказчик? В какой роли он
выступает? (Поэта и охотника)
Далее проводится словарная работа по
этой части. Дается толкование незнакомым словам. Словарики к стихотворению
лежат на каждой парте.
- А что будет дальше? (Выслушивается
несколько ответов учащихся)
2 часть (« О милые плуты! Кто часто их видел»
─ «Живого в деревню тащат с торжеством»)
Вопросы ко 2 части:
- Совпадает ли текст учебника с тем, что
мы слышим?
- Изменяется ли время повествования?
- А в какой роли здесь выступает автор?
(Ребенка)
Далее проводится словарная работа по
этой части. Дается толкование незнакомым словам по учебнику и словарикам.
- Послушаем, что же будет дольше?
3 часть («Довольно Ванюша! Гулял ты
немало» ─ «Зато ему рано знакомы труды»)
Вопросы к 3 части:
- Что вспоминает рассказчик о детстве?
- Как вы думаете, Ванюша ─ это
конкретный мальчик или нет?
- Какова роль автора в этом отрывке?
(Публицист)
Словарная работа. Обратить внимание
на фразеологический оборот «другой стороною медаль» и дать ему лексическое
толкование.
Физкультминутка (во время
слушания)
Продолжаем слушать.
4 часть («Однажды в студёную зимнюю
пору» ─ «Рванул под уздцы и быстрей зашагал».
Вопросы к 4 части:
- Почему эта встреча так запомнилась
автору?
- Что его удивило?
- Возвращаясь к эпиграфу, так ли «красно
детство»? В каком значении употребляется слово «воля»?
- В какой роли здесь выступает автор?
(Охотник)
5 часть («
Теперь нам пора возвратиться к началу» ─ « и вышла искать дупелей»)
Вопросы к 5 части:
- Чем заканчивается встреча охотника?
- С чем сравнивается сарай?
Словарная работа.
В ходе обсуждения получилась на доске
следующая схема:
Образ автора в произведении:
Поэт, охотник
Ребенок
Публицист
Охотник
Всё это образует понятие «лирический
герой»
Обратить внимание учащихся на то, что
образ автора проходит как бы по кольцу: с чего начали, к тому и пришли. Так же и стихотворение имеет кольцевое
построение.
4.
Подведение итога урока
-Так, по мысли Некрасова, вольны ли
крестьянские дети?
5.
Домашнее задание: с.133, в.1. Проследите чувства автора, которые он
испытывает к крестьянским детишкам.
6.
Рефлексия:
Понравилось ли вам стихотворение? А
довольны ли вы собой на уроке?
Понравился ли урок?
Комментариев нет:
Отправить комментарий