Тема: Николай Алексеевич Некрасов «Крестьянские дети»

Богданова О.Е.,
учитель русского языка и литературы первой категории
Гродненской городской гимназиии

            Тема: Николай Алексеевич Некрасов «Крестьянские дети»
            Класс5         
            Место урока: первый урок по творчеству Н.А.Некрасова
            Целеполагание:
            Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии поэта;
            Познакомить со стихотворением «Крестьянские дети»;
            Проследить по тексту, как меняется образ рассказчика;
            Создать условия для развития связной речи учащихся,
            Создать условия для воспитания чуткости, сострадания к героям произведения.
            Тип урока: урок изучения нового материала
            Оборудование: Учебник по литературе 5 класс. Часть первая. Авторы Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай
Портрет Н.А.Некрасова
Аудиозапись произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
Словарики к стихотворению
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, активное слушание, прием чтения с остановками, беседа
            Ход урока
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А.Некрасов
            1. Актуализация знаний учащихся.
            (На доске записано название нового раздела «И вижу я себя ребенком…) 2-3мин
─ Ребята, посмотрите, а что написано на доске?
 ─ Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (О детстве)
─ А при чем здесь литература? Ведь о детстве вы можете поговорить на классном часу?
─ А как можно говорить о детстве на литературе? ( Через художественные произведения, которые написаны о детях и для детей)
             И открывается этот раздел стихотворением Николая Алексеевича  Некрасова «Крестьянские дети».
            Сегодня на уроке мы познакомимся с русским поэтом 19 века Николаем Алексеевичем Некрасовым, его произведением «Крестьянские дети», а также понаблюдаем, как автор относится к детству и крестьянским ребятишкам.
 (открывается доска с записанной темой)…
            Эпиграфом к уроку мы возьмем строки из этого стихотворения:
─ К кому обращается автор в этих строках?
─ Как вы понимаете выражение «красное детство»?
─ С каким словом в этом высказывании связано слово «детство»? А в каком значении оно употребляется, как вы думаете?
─ Давайте оформим запись в тетрадь. (Дети записывают тему урока, эпиграф)
            2. Знакомство с биографическими фактами Николая Некрасова.
─ Ребята, а что вы знаете о Некрасове?
            Для кого-то знакомство с Некрасовым впервые, а кто-то его продолжит, может быть откроет для себя что-то новое.
            Давайте познакомимся поближе с будущим поэтом. Сегодня мне помогают Аня Немчинович, Настя Иоскевич и Кирилл Микевич, которые подготовили небольшие сообщения.
            Слушаем внимательно, потому что ребята зададут вам вопросы.
(Доклады учащихся о жизни поэта)
            Выступления учащихся.
            Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
            Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Его друзья относились к нему не как к молодому барину, а как к обычному мальчишке, с которым можно ходить в лес за грибами, плавать в реке, устраивать кулачные бои. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
            Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с простыми людьми. Поэт любил наблюдать за сельской детворой. Позже эти наблюдения превратились в поэму «Крестьянские дети», которая была опубликована в 1861 году после отмены крепостного права.
            Из воспоминаний сестры Некрасова Анны Буткевич.
            «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство, было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»
            Вопросы ребят, либо контрольный вопрос учителя:
─ А каким вы представляете Некрасова в детстве?
            3. Организация работы учащихся с аудиозаписью и учебником (активное слушание). (25 мин.)
─ Ну, а теперь мы познакомимся с вами со стихотворением «Крестьянские дети». Послушаем это произведение в исполнении артиста. Ребята, обратите ваше внимание на артистичное чтение, следите по тексту, будьте внимательны, потому что по ходу чтения мы будем делать паузы и беседовать по содержанию.
            (Заранее учитель делит стихотворение на смысловые части. В ходе активного слушания выстраивается схема: «Образ автора в стихотворении» )
            1 часть («Опять я в деревне. Хожу на охоту» ─ «Так рядом с Гаврилой…─ «Услышит, молчи!»
            Вопросы к 1 части:
- Кто является главным героем стихотворения?
- Кто рассказчик? В какой роли он выступает? (Поэта и охотника)
Далее проводится словарная работа по этой части. Дается толкование незнакомым словам. Словарики к стихотворению лежат на каждой парте.
- А что будет дальше? (Выслушивается несколько ответов учащихся)
             2 часть (« О милые плуты! Кто часто их видел» ─ «Живого в деревню тащат с торжеством»)
            Вопросы ко 2 части:
- Совпадает ли текст учебника с тем, что мы слышим?
- Изменяется ли время повествования?
- А в какой роли здесь выступает автор? (Ребенка)
Далее проводится словарная работа по этой части. Дается толкование незнакомым словам по учебнику и словарикам.
- Послушаем, что же будет дольше?
            3 часть («Довольно Ванюша! Гулял ты немало» ─ «Зато ему рано знакомы труды»)
            Вопросы к 3 части:
- Что вспоминает рассказчик о детстве?
- Как вы думаете, Ванюша ─ это конкретный мальчик или нет?
- Какова роль автора в этом отрывке? (Публицист)
            Словарная работа. Обратить внимание на фразеологический оборот «другой стороною медаль» и дать ему лексическое толкование.
              Физкультминутка (во время слушания)
Продолжаем слушать.
            4 часть («Однажды в студёную зимнюю пору» ─ «Рванул под уздцы и быстрей зашагал».
            Вопросы к 4 части:
- Почему эта встреча так запомнилась автору?
- Что его удивило?
- Возвращаясь к эпиграфу, так ли «красно детство»? В каком значении употребляется слово «воля»?
- В какой роли здесь выступает автор? (Охотник)
5 часть (« Теперь нам пора возвратиться к началу» ─ « и вышла искать дупелей»)
            Вопросы к 5 части:
- Чем заканчивается встреча охотника?
- С чем сравнивается сарай?
Словарная работа.
            В ходе обсуждения получилась на доске следующая схема:
Образ автора в произведении:
Поэт, охотник
Ребенок
Публицист
Охотник
Всё это образует понятие «лирический герой»
            Обратить внимание учащихся на то, что образ автора проходит как бы по кольцу: с чего начали, к тому и пришли.  Так же и стихотворение имеет кольцевое построение.
            4. Подведение итога урока
 -Так, по мысли Некрасова, вольны ли крестьянские дети?
            5. Домашнее задание: с.133, в.1. Проследите чувства автора, которые он испытывает к крестьянским детишкам.
            6. Рефлексия:
Понравилось ли вам стихотворение? А довольны ли вы собой на уроке?

Понравился ли урок?

Комментариев нет:

Отправить комментарий