Тема: Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства

Горелик Т.А.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Гродненской городской гимназиии

            Тема: Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Анализ образа Стародума    
            Класс:  9  
            Место урока в изучаемой теме: заключительный (3-ий из 3)
            Цели урока: создать условия для формирования навыка анализа драматургического произведения; развитие навыка характеристики драматургического героя; рассмотрение комедии Д.И.Фонвизина с позиции канонов классицизма; определение новаторства Фонвизина-драматурга.
            Тип урока: комбинированный урок
            Место урока в изучаемой теме: заключительный
            Основные формы организации познавательной деятельности: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста), самостоятельная работа, работа с учебником.
            Оборудование: портрет Д.И.Фонвизина, тексты комедии «Недоросль», рабочие тетради, учебное пособие «Русская литература. 9 класс» под ред.О.И.Царевой, толковый словарь (электронная мобильная версия).
            Домашнее задание на урок: выписать 10 любых, понятных учащимся афоризмов Стародума (действ.3, 5). Прочитать статью «Комедия как жанр классицизма» в учебном пособии (стр.60-61).
            Ход урока:
            1.Организационный момент. Объявление плана урока (1 мин).
            2.Вступительное слово учителя (1 мин)
            На прошлом занятии мы с вами анализировали образ Простаковой, ее отношение к образованию и воспитанию, ее отношение к людям, находящимся рядом с ней: мужу, сыну, брату, крепостным людям.
            Вопрос: Кстати, а почему все герои в списке действующих лиц описаны через нее? Простаков – ее муж, Митрофан – ее сын, Скотинин – ее брат? (Она – одна из главных героинь, самый яркий и типичный образ помещицы).
 
           Вопрос: А какое у нее отношение к образованию? (Относится как к безделице, нанимая учителей для сына, отдает дань моде и времени)
            Вопрос: Какое значение имел в виду Д.И.Фонвизин в заглавии? (В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу) И какое второе значение появилось у слова «недоросль» после выхода в свет комедии Д.И.Фонвизина? (Глуповатый юноша-недоучка)
            3. Самостоятельная тестовая работа на знание содержания комедии с последующей проверкой и самооценкой (5 мин.). (Приложение №1)
3.      Целеполагание урока (1 мин)
            Сегодня наш урок будет успешным, если к концу урока мы ответим на вопросы: Кого резонирует в пьесе резонер? Легко ли играть образ Стародума и почему? Почему пьеса называется «Недоросль», хотя Митрофанушка далеко не главное действующее лицо? Чем нам может быть полезна эта комедия? (Комментарии: эти вопросы, распечатанные на листах, можно разместить на одной половине доски и по мере нахождения ответа перевешивать их на другую половину, чтобы наглядно продемонстрировать  движение от «незнания к знанию»).
             5. Анализ образа Стародума (15 мин.)
            Вопрос: Кто такой Стародум? (Дядя Софьи)
            Вопрос:  В чем особенность его образа? (Он много говорит и мало действует. Он идеальный положительный герой, его образ не меняется на протяжении комедии)
            Вопрос: Легко ли его играть на сцене? (Нет, потому что надо держать внимание зрителей на своих длинных монологах)
            Ваше д/з на сегодня было выписать 10 высказываний Стародума, прокомментировать их и дать им оценку. (2-3 учащихся зачитывают свои ответы).
            Вопрос: Давайте обобщим сказанное, на какие темы больше всего высказывается Стародум? (Нравственность, жизнь при дворе, идея гражданственности, служения Отечеству, кто такой идеальный правитель, значение просвещения, что есть богатство, отношение к нему, основы семьи и т.д.)
            Вопрос: Давайте вспомним, что вся литература классицизма несет в себе прямое нравоучение, она моралистична и назидательна.
            А в чем вообще особенность драмы как рода литературы? (Изображение жизни через события, поступки, столкновение героев, борьбу).
            Вопрос: Может ли автор драматического произведения явно выразить свою позицию, отношение к героям? (Очевидно, нет).
            Вопрос: Так какую роль играет Стародум в комедии? (Он является носителем авторских идей).
            Таких героев называют резонерами. Давайте посмотрим в словаре значение этого слова и затем запишем его значение в рабочую тетрадь. (Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные - с точки зрения автора - суждения.).
            Вопрос: Почему же больше всех говорит Стародум, а пьеса называется «Недоросль»? (Тема образования – ключевая в пьесе, Митрофанушка олицетворяет необразованность, поэтому через отношение к нему и главной теме пьесы все герои  делятся на положительных и отрицательных).
            Вопрос: Так чем же нам может быть полезна эта пьеса? Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи? Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами? Какие слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и сейчас?” (Вопросы нравственности, морали актуальны во все времена. Человек рано или поздно начинает думать о своем предназначении в жизни. Фонвизин дает возможность сверить свои суждения о нравственности с нашими. Как правило, нормы нравственности остаются неизменными во все времена).
            6. Работа с теорией литературы (15 мин.)
            Задание учащимся: определить основные принципы классицизма в драме, пользуясь статьями учебного пособия: «Комедия как жанр классицизма» (стр.61), «Литературные направления. Классицизм», стр.271-272, внести их в таблицу. К  моменту окончания работы таблица должна быть оформлена следующим образом:
Основные принципы классицизма в драме
Особенности комедии Д.И. Фонвизина
1.Идеал героя – общественные интересы выше личных.

2. Принцип 3 единств.

3.Не герои, а типы (скупой, ленивый). Характер не развивается.

4.Деление на положительных и отрицательных героев. Их симметрия.

5. «Говорящие» фамилии.

6.В финале зло наказывалось, а добродетель торжествовала.

7.Явно выраженная мораль, нравоучение.

           
            Продолжение работы – работа в группах, определение особенностей комедии Фонвизина, обсуждение вопроса «Какие принципы соблюдены Фонвизиным, а какие нет?». Заслушивание ответов.
            Вывод: Фонвизин создал свою пьесу, в основном следуя канонам классицизма. Пункты 1,2,4,5,7 совпадают с классицистическими канонами. П.3: Его герои уже не только носители одной черты (Простакова не только грубая и невежественная помещица, но и обманутая в своих ожиданиях мать. Именно о ней Вяземский говорил: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”
            Митрофан не только неуч, но и хитрый, и изворотливый юноша).
            П.6:  В традиционной комедии классицизма порок наказан, добродетель торжествует. Однако по сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.
            Формально зло наказано, но Простакова, ее муж, Скотинин не изменились. С точки зрения автора, это было бы слишком неправдоподобно и оптимистично.      
            Д.И.Фонвизин вышел за рамки одного литературного направления, в его комедии зарождается нечто новое, нарушающее законы и правила литературного направления.
            Заслуга Фонвизина еще и в том, что комедия находится у истоков русского классицизма. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры.
            Домашнее задание: закончить заполнение таблицы, учебное пособие, стр.60, ответить на вопросы №2-4 .
7. Подведение итогов урока (3 мин)
            Вопрос: К какому жанру относится жанр комедии, согласно делению на 3 стиля? (К низкому. Как правило, в комедии высмеиваются мелкие пороки мелких людей. Цель комедии как жанра – посмешить, позабавить).
            Вопрос: А не кажется ли вам, что комедия Фонвизина все же о чем-то большем? В чем проявилось новаторство драматурга? (Под любовно-бытовым сюжетом (сватовство сразу нескольких претендентов к одной девушке)  Фонвизин вынес на суд зрителей острые социально-политические проблемы.  Хотя главный конфликт комедии – конфликт эпохи: борьба прогрессивных, просвещённых дворян с крепостниками- невеждами.
            Комедия затрагивала злободневные для русской жизни конца XVIII столетия пробле      мы. Герои пьесы высказываются по самым животрепещущим вопросам общественной жизни.
                        Литературовед А.П. Валагин писал: “Не случайно комедия Фонвизина начинает собой в русской литературе традицию “обманных” комедий, где за кажущейся простотой драматических построений кроется сложность противоречивой жизни, а за смехом “неведомые миру слёзы”.)
            8. Выставление отметок, подведение итогов работы класса (2 мин).
Приложение №1
Тестовая работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А.реализм
В.сентиментализм
Б. классицизм
Г.романтизм
2.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

А. воспитания и образования    
В. любовная
 Б. обличения невежества           
Г. борьба с самодержавием
3.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

А.Вральман
В.Кутейкин
Б. Цыфиркин
Г.Простакова
4. Какая профессия была у учителя Вральмана?
А.кучер
Б.парикмахер
В.кондитер
Г.семинарист
5. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
А. неповоротливый лентяй        
Б. безвредный невежа и обжора
В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда
Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться
6. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:
«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…
          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
          В. главная идея – необходимость воспитания души
          Г. автор призывает к отмене крепостного права.
7.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?
          А. Стародум                            В. Милон
          Б. Простаков                            Г. Правдин
8.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:
 1.     «Не хочу учиться, хочу жениться»                                 А. Правдин
2.      «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»              Б. Стародум
3.      «Между свиньями я сам всех умнее»                             В. Простакова
4.      «Тиранствовать никто не волен»                                    Г. Митрофан
5.      «При твоих глазах мои ничего не видят»                      Д. Скотинин
6.      «Вот злонравия достойные плоды!»                               Е. Простаков

Комментариев нет:

Отправить комментарий