Методические рекомендации по самообразованию

Отдел образования, спорта и туризма Ленинского района г. Гродно

ГУО «Гродненская городская гимназия»

                     Методические рекомендации
«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ»

Гродно 2015
Самообразование как процесс развития педагога
         Самообразование определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая деятельность педагога, направленная на достижение запланированных личностно-профессиональных целей.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
         1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, факультативному занятию, классному часу, учитель постоянно испытывает потребность поиска и анализа новой информации.
2. Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Мало кто из учителей из года в год работает по одним и тем же пожелтевшим планам. Учитель всегда в поиске чего-то нового, оригинального. Только та работа доставляет удовольствие, которая позволяет развиваться.
3. Стремительный рост современной науки, особенно информационных технологий. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Было бы глупо игнорировать этот факт.
4. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя в школу ребенка, просят его определить к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Более квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении своей учебной нагрузки.
5. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его плохим или хорошим. Плохим учителем не хочет быть никто!
6. Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, выше оплачивается.
7. Современная система повышения квалификации педагога устроена таким образом, что каждая курсовая подготовка (раз в 3 года) для учителя 1 и высшей категории заканчивается защитой реферата, который пишется на основе опыта работы и темы по самообразованию, и это не говоря о ситуации повышения любой категории или подтверждения высшей категории.
Этапы самообразования и примерный план работы над темой
Самообразование включает в себя несколько этапов:
1.      Выбор направления и темы самообразования.
2.     Формулирование цели и задач самообразования.
3.     Определение круга источников информации.
4.     Выбор формы самообразования.
5.     Составление плана самообразования.
6.     Определение результата самообразования.
7.     Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8.     Отчёт.
     Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
       название темы
      цель, задачи
      этапы работы
      сроки выполнения каждого этапа
      действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
      способ демонстрации результата проделанной работы
      форма отчета по проделанной работе

Тема, цели, задачи и формы самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
1)   методической темы школы;
2)   затруднений педагогов;
3)  специфики индивидуальных интересов педагога.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до  3-х лет, иногда до 4-ех..
Целями самообразования могут быть:
     изучение и внедрение новых педагогических технологий;
     изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
     совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования учителя
           Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
·  систематический просмотр определенных телепередач,
·  чтение конкретных педагогических периодических изданий,
·  чтение методической, педагогической и предметной литературы,
·  обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
·  решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы,
·  посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
·  участие в дискуссии, совещаниях, обмене опытом с коллегами,
·  изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
·  изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
·  систематическое прохождение  повышения квалификации,
·  проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
·  организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
·  изучение информационно-компьютерных технологий,
Результат и формы представления материалов по самообразованию
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно).
Результаты  самообразования могут быть следующими:
      повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
      разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
      разработка новых форм, методов и приемов обучения,
      разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
      выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения, 
      создание комплектов методических разработок,
      обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Формы представления результатов самообразования могут быть различными:

Выступления (отчет) на:
- заседаниях МО, МС, педсовете
- семинарах
- конференциях
- педчтениях
- форумах .
Проведение:
- практикума
- тренинга
- мастер-класса
- открытых учебных занятий
- творческого отчета
- педагогической мастерской
- дня открытых дверей
- педагогической выставки

Подготовка:
- реферата,
- публикаций,
- методических разработок,
       - серии учебных занятий,
- портфолио,
       - педагогического  проекта
Участие в профессиональных:
- конкурсах
- смотрах 
- КВНах
- викторинах


Образец плана по самообразованию
учителя английского языка
Горовец Веры Леонидовны
на 2015-2018 учебный год
         Методическая проблема, над которой работает учитель:
«Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка».
 Срок реализации проблемы – 3 года (до 2018 г.)

 Цель:
Цель заключается в исследовании различных подходов в обучении иноязычной грамматике и определении оптимальных типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ английской речи (как устной, так и письменной).
Задачи: 
·        изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме;
·        раскрыть сущность подходов к обучению грамматической стороне речи;
·        выявить наиболее эффективный методический подход;
·        разработать комплекс упражнений на основе данных подходов;
·        при помощи опытного обучения доказать эффективность коммуникативного подхода и разработанного комплекса упражнений к обучению грамматике в формировании коммуникативной компетенции.
·        изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Этапы работы:
1.     Установочный.  Выбор цели работы, осмысление последовательности действий.
2.     Обучающий. Знакомство с психолого-педагогической, методической литературой по изучаемой теме, составление аннотированного списка изученной литературы.
3.     Практический. Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, изучение литературы.
4.     Теоретический. Осмысление, анализ, обобщение накопленных фактов; творческий отчет о ходе самообразования на заседании МО, на районном МО; проведение открытых уроков с последующим обсуждением.
5.     Итогово-контрольный.  Подведение итогов работы, обобщение наблюдений, оформление результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации
Методы процесса самообразования:
         анализ литературы по рассматриваемой проблеме
         наблюдение за педагогическим процессом
Формы самообразования:
1.     индивидуальная – через индивидуальный план,
2.     групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
1.     Бабинская П.К. Некоторые методические подходы к обучению иноязычной грамматике: итоги и перспективы.//Сборник материалов конференции.-МГЛУ,2002-.с.35-40
2.     Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике И.Я. // ИЯТТТ.-2000.-№5
3.     Лаптева О.А.Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике. М.,1990
4.     Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике// ИЯШ.- 2001.- №6 Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М.: просвещение, 1977
5.     Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.,1989
6.     J.Harmer Teaching and Learning Grammar, Longman Group UK Limited,1987
7.     Нashemi L. with Raymond Murphy English Grammar in Use. Supplementary Exercises, CUP1995

Этапы работы
Ожидаемый результат
Сроки реализации
1. Установочный
- определение цели работы.
- осмысление последовательности своих действий.
- составление плана работы
2015, сентябрь - октябрь
2. Обучающий
- подбор литературы
- составление плана изучения
 выбранной литературы
- ознакомление с психолого-педагогической, методической литературой по изучаемой теме
- изучение содержания программы и учебника, определение их особенностей и требований.
- ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания, Интернет.
- изучение опыта работы лучших учителей своей школы, района, области.
- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.
- обзор в Интернете информации по учебному предмету, педагогике и психологии.
2015, ноябрь – 2016, июнь
3. Практический
- изучение и обобщение имеющихся в методике обучения ИЯ исследований по данной проблеме.
- активное участие в работе школьного МС и районного МО.
- создание собственного комплекса упражнений
2016, в течение учебного года
4. Теоретический
- обобщение накопленных фактов
- разработка и апробирование дидактических материалов
2017, в течение учебного года
5. Итогово-контрольный
-  самоанализ профессиональной деятельности.
- проведение открытых уроков
- проведение мастер-класс для педагогов «Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка»
- выступление с докладами, с творческим отчётом  на тему «Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка» на заседаниях МО.
- разработка  программы элективного курса по предмету, авторской программы.
2018, в течение учебного года

            Ожидаемые результаты:
1.     Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
2.     Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
3.     Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
4.     Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
5.     Выступление на заседаниях педагогических советов, педагогических фестивалях, участие в конкурсах и конференциях  с  обобщением опыта. 


      Подготовила председатель МС ГрГГ                    Т.А.Горелик

Комментариев нет:

Отправить комментарий