Тема: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Тапер». Семья Рудневых

  Жданович Н.А.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Гродненской городской гимназиии

            Тема: Александр Иванович  Куприн. Рассказ  «Тапер». Семья  Рудневых
            Класс:  6      
            Место урока:  первый урок  по творчеству А.И.Куприна.
            Целеполагание:
            Познакомить учащихся с биографическими сведениями о писателе; ввести в атмосферу  семейства Рудневых; раскрыть характеры детей и взрослых;
Формировать  у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения;
Воспитывать у учащихся на примере героев рассказа благородство, душевную щедрость, чувство собственного достоинства.
            Тип урока:  урок анализа, осмысления произведения.
            Оборудование: портрет А.И.Куприна, мультимедийная  презентация, текст рассказа, тест  на знание текста, карточки-задания.
            Ход  урока
            1.Актуализация знаний учащихся
1.1 Анализ  теста  по  рассказам А .П.Чехова.
1.2 Сообщение целей и задач урока.
- После сатирических и юмористических рассказов Чехова нам предстоит знакомство с еще одним видом рассказов – рассказом с неожиданной развязкой. Автор этого произведения – А.И.Куприн. Годы жизни  1870-1938 (запись в тетрадь)                                                
Куприн – талант яркий, здоровый. 
М.Горький
- Что вы можете сказать о жизни писателя ?
-  Какие исторические  события ему пришлось  пережить? (1905, 1917,1921г.)
            2. Лекция учителя о писателе (презентация).
- А.И.Куприн очень любил писать о детях и животных. Возможно, вы уже читали некоторые его рассказы и помните его героев: циркового белого пуделя, заболевшую девочку Надю, в гости к которой пришел слон, кошку Ю-Ю и других. Несмотря на то, что А. Куприн жил в очень тяжелое и неспокойное время, в его  рассказах присутствует светлое начало-надежда на лучшее и вера в то, что оно есть в людях. Посмотрите на его портрет. У Александра  Ивановича очень интересная внешность, которая надолго запоминается. Родился он в семье мелкого чиновника, умершего через год после появления сына. Мать Куприна была из древнего татарского княжеского рода – именно от нее он унаследовал восточные черты. Кем ему только не приходилось быть: репортером, управляющим при постройке дома, разводил  табак, служил в технической конторе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело и мн.др.
            3. Анализ и осмысление рассказа.
3.1 Блиц –тест на знание текста рассказа «Тапер»
1 вариант
вариант
В какое время происходит действие?
1. Сколько дочерей было у Рудневых?
2. Как называла Тина старшую сестру Лидию?
2.Чего в доме Рудневых не хватало для праздника?
3. Кто такой Акинфыч?
3. Кто такая Дуняша?
4. О ком так говорит автор «известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства… элегантный и самоуверенный с гордо поставленной на осанистом туловище породистой, слегка седеющей головой»
4. О ком так говорит автор «… полная веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы»
5. Сколько лет было таперу?
5. Кому не понравилось появление в доме молодого и бедного пианиста?
6.  Где учился Юрий Азагаров?
6. Почему Аркадий Николаевич позволяет мальчику играть танцы, хотя и говорит, что это безбожно?
7.  Кто является самым важным гостем на елке?
7. Почему Юрию Азагарову приходится раньше уехать с елки?
8.  Кем стал Юрий Азагаров?
8. Чем заканчивается рассказ?

3.2 Описание семьи Рудневых.
-  Давным-давно в России начали устраивать музыкальные танцевальные вечера для детей из знатных семей. Они проводились только один раз в год –на Рождество. На вечера  допускались дети с 12 –лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали  бальный этикет и просто общались, получая массу впечатлений. Такое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце 19 в.
Заполнение таблицы «Семья Рудневых»
  Аркадий Николаевич                                 Ирина  Алексеевна
Их          дети
Татьяна   Лидия    Тиночка     Катя
Словарная  работа
Безалаберный – небрежный, неаккуратный;
Отпрыск знатного и богатого рода – потомок, представитель рода
            Работа в парах по карточкам
            Карточка 1.
    Что мы узнали о доме Рудневых?
    Как вы думаете, благодаря кому создавалась гостеприимная атмосфера в доме?
    Расскажите о хозяине Аркадии Николаевиче Рудневе
            Карточка 2.
   Все ли члены семьи принимали участие в жизни дома?
   Расскажите о хозяйке дома Ирине Алексеевне Рудневой.
   (В помощь: ее черты характера – высокомерие, гордыня, презрение к людям).
   Кто еще напоминает Ирину Алексеевну?
            Карточка 3.
  Кто в дом Рудневых приводит тапера?
  Каким изображен приехавший музыкант? Зачитайте из текста  его описание.
  Сколько ему было лет?
  Как он играл?
            Может быть, кто-нибудь знает, что исполнял  тапер? («Венгерская  рапсодия» Ференц Лист). Давайте послушаем.
(прослушивание аудиозаписи)
            - И вот « …не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин…»
            Задание: найдите  и прочитайте описание этого господина.
            -Кто был этот господин? (Это был Антон Григорьевич Рубинштейн).
            -Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? (Она перевернула его жизнь. Известный пианист помог юному музыканту раскрыть талант. В облике Юры Азагарова отображены черты юного Сергея Васильевича Рахманинова, великого русского пианиста и композитора).
            4. Физкультминутка.
             - А мы с вами выходим из дома Рудневых и попадаем на улицу, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо - горные вершины,
Налево-елок длинный ряд.
А сверху-облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.
Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!

            5. Подведение итогов урока
- Понравилось ли вам семейство Рудневых?
- Продолжите  фразу: основная мысль этого произведения… (Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей. Трудолюбие, воля, скромность и чувство собственного достоинства помогут человеку найти свое место в жизни).
            6. Домашнее задание:
1.Стр.109,вопросы 4,7,9,10.(9 баллов)
2.Творческая работа «Что сказал великий пианист юному музыканту?»(10 баллов)
7. Рефлексия. (Оратор)
- Попробуйте убедить своих собеседников в том, что изучение этого рассказа необходимо.
            8. Заключительное слово учителя.

- Буквально вчера, во время подготовки к уроку, я нашла в газете  «Беларускi  час» небольшую статью, где было написано:  «В Гродно собираются возродить традицию проведения светских балов. Первый такой бал по канонам светских танцевальных вечеров состоится уже 15 ноября. Организаторы рекомендуют участникам бала придерживаться дресс-кода, соответствующего аристократическому стилю: для мужчин - строгий костюм с рубашкой ,бабочкой и перчатками, для дам - бальные или вечерние платья, туфли на небольшом каблуке, веер и перчатки.» Кто знает, может быть, и вы попадете когда-нибудь на такой бал. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий