Жданович
Н.А.,
учитель
русского языка и литературы высшей категории
Гродненской
городской гимназиии
Тема:
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Тапер». Семья Рудневых
Класс: 6
Место
урока: первый урок по творчеству А.И.Куприна.
Целеполагание:
Познакомить учащихся с
биографическими сведениями о писателе; ввести в атмосферу семейства Рудневых; раскрыть характеры детей
и взрослых;
Формировать у учащихся умение аналитического чтения
прозаического произведения;
Воспитывать у учащихся на примере героев
рассказа благородство, душевную щедрость, чувство собственного достоинства.
Тип
урока: урок анализа, осмысления
произведения.
Оборудование:
портрет А.И.Куприна, мультимедийная
презентация, текст рассказа, тест
на знание текста, карточки-задания.
Ход урока
1.Актуализация
знаний учащихся
1.1
Анализ теста по
рассказам А .П.Чехова.
1.2
Сообщение целей и задач урока.
- После сатирических и юмористических
рассказов Чехова нам предстоит знакомство с еще одним видом рассказов –
рассказом с неожиданной развязкой. Автор этого произведения – А.И.Куприн. Годы
жизни 1870-1938 (запись в тетрадь)
Куприн – талант яркий, здоровый.
М.Горький
- Что вы можете сказать о жизни писателя
?
-
Какие исторические события ему
пришлось пережить? (1905, 1917,1921г.)
2.
Лекция учителя о писателе (презентация).
- А.И.Куприн очень любил писать о детях
и животных. Возможно, вы уже читали некоторые его рассказы и помните его
героев: циркового белого пуделя, заболевшую девочку Надю, в гости к которой
пришел слон, кошку Ю-Ю и других. Несмотря на то, что А. Куприн жил в очень
тяжелое и неспокойное время, в его
рассказах присутствует светлое начало-надежда на лучшее и вера в то, что
оно есть в людях. Посмотрите на его портрет. У Александра Ивановича очень интересная внешность, которая
надолго запоминается. Родился он в семье мелкого чиновника, умершего через год
после появления сына. Мать Куприна была из древнего татарского княжеского рода
– именно от нее он унаследовал восточные черты. Кем ему только не приходилось
быть: репортером, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, выступал
на сцене, изучал зубоврачебное дело и мн.др.
3.
Анализ и осмысление рассказа.
3.1
Блиц –тест на знание текста рассказа «Тапер»
1 вариант
|
вариант
|
В какое время происходит действие?
|
1. Сколько дочерей было у Рудневых?
|
2. Как называла Тина старшую сестру
Лидию?
|
2.Чего в доме Рудневых не хватало для
праздника?
|
3. Кто такой Акинфыч?
|
3. Кто такая Дуняша?
|
4. О ком так говорит автор «известный
всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства…
элегантный и самоуверенный с гордо поставленной на осанистом туловище
породистой, слегка седеющей головой»
|
4. О ком так говорит автор «… полная
веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и
удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы»
|
5. Сколько лет было таперу?
|
5. Кому не понравилось появление в
доме молодого и бедного пианиста?
|
6.
Где учился Юрий Азагаров?
|
6. Почему Аркадий Николаевич позволяет
мальчику играть танцы, хотя и говорит, что это безбожно?
|
7.
Кто является самым важным гостем на елке?
|
7. Почему Юрию Азагарову приходится
раньше уехать с елки?
|
8.
Кем стал Юрий Азагаров?
|
8. Чем заканчивается рассказ?
|
3.2
Описание семьи Рудневых.
-
Давным-давно в России начали устраивать музыкальные танцевальные вечера
для детей из знатных семей. Они проводились только один раз в год –на
Рождество. На вечера допускались дети с
12 –лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет и просто общались, получая
массу впечатлений. Такое событие происходит в дворянской семье Рудневых в конце
19 в.
Заполнение
таблицы «Семья Рудневых»
Аркадий Николаевич Ирина Алексеевна
Их дети
Татьяна
Лидия Тиночка Катя
Словарная работа
Безалаберный – небрежный, неаккуратный;
Отпрыск знатного и богатого рода –
потомок, представитель рода
Работа
в парах по карточкам
Карточка
1.
Что мы узнали о доме Рудневых?
Как вы думаете, благодаря кому создавалась гостеприимная атмосфера в
доме?
Расскажите о хозяине Аркадии Николаевиче Рудневе
Карточка
2.
Все ли члены семьи принимали участие в жизни дома?
Расскажите о хозяйке дома Ирине Алексеевне Рудневой.
(В помощь: ее черты характера – высокомерие, гордыня, презрение к
людям).
Кто еще напоминает Ирину Алексеевну?
Карточка
3.
Кто в дом Рудневых приводит тапера?
Каким изображен приехавший музыкант? Зачитайте из текста его описание.
Сколько ему было лет?
Как он играл?
Может быть, кто-нибудь знает, что
исполнял тапер? («Венгерская рапсодия» Ференц Лист). Давайте послушаем.
(прослушивание
аудиозаписи)
- И вот « …не переставая играть, он
увидел, как в залу вошел пожилой господин…»
Задание: найдите и прочитайте описание этого господина.
-Кто был этот господин? (Это был Антон
Григорьевич Рубинштейн).
-Что дала мальчику встреча с
талантливым музыкантом? (Она перевернула его жизнь. Известный пианист помог
юному музыканту раскрыть талант. В облике Юры Азагарова отображены черты юного
Сергея Васильевича Рахманинова, великого русского пианиста и композитора).
4.
Физкультминутка.
- А мы с вами выходим из дома Рудневых и
попадаем на улицу, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и
оглядываемся вокруг.
Направо
- горные вершины,
Налево-елок
длинный ряд.
А
сверху-облака на диво,
Внизу
сугробов встал отряд.
Деревья
ветви распушили,
Нечаянно
снег вдруг уронили,
И
снова к небу потянулись,
Затем
опять к земле пригнулись
И
распрямились.
И
вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох,
вдох-выдох.
Пусть
сказка та не завершится,
А
нам, друзья, пора учиться!
5.
Подведение итогов урока
- Понравилось ли вам семейство Рудневых?
- Продолжите фразу: основная мысль этого произведения…
(Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в
землю, а радовать своим даром других людей. Трудолюбие, воля, скромность и
чувство собственного достоинства помогут человеку найти свое место в жизни).
6.
Домашнее задание:
1.Стр.109,вопросы 4,7,9,10.(9 баллов)
2.Творческая работа «Что сказал великий
пианист юному музыканту?»(10 баллов)
7. Рефлексия. (Оратор)
- Попробуйте убедить своих собеседников
в том, что изучение этого рассказа необходимо.
8.
Заключительное слово учителя.
- Буквально вчера, во время подготовки к
уроку, я нашла в газете «Беларускi час»
небольшую статью, где было написано: «В
Гродно собираются возродить традицию проведения светских балов. Первый такой
бал по канонам светских танцевальных вечеров состоится уже 15 ноября.
Организаторы рекомендуют участникам бала придерживаться дресс-кода,
соответствующего аристократическому стилю: для мужчин - строгий костюм с
рубашкой ,бабочкой и перчатками, для дам - бальные или вечерние платья, туфли
на небольшом каблуке, веер и перчатки.» Кто знает, может быть, и вы попадете
когда-нибудь на такой бал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий