Государственное
учреждение образования
«Гродненская
городская гимназия»
ОПИСАНИЕ
ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ БЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА II И III
СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
на примере преподавательского блога учителя
английского языка
РышкевичС.А. «Do You Speak English?»
Рышкевич
Светлана Антоновна,
учитель
английского языка
Информационный блок
Тема: «Преподавательский блог как
инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на II и
III ступенях общего среднего образования»
В инструктивно-методическом письме Министерства образования
Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в
учреждениях общего среднего образованияв 2015/2016 учебном году» отмечено, что
«использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению мотивации
учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной
образовательной траектории, формированию информационной культуры всех
участников образовательного процесса, а также созданию условий для
профессиональной и личностной самореализации педагогических работников, обмена
опытом». [5, c.4]
Необходимость интеграции в образовательный процесс ИКТ и в частности
технологий WEB 2.0, где
интерактивность и социализация способствуют оптимизации процесса овладения
иноязычной коммуникативной компетенцией, определяет актуальность данной работы.
Ведущая идея: определить
целесообразность и эффективность использования блога на уроках иностранного
языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Цель: создание эффективной системы организации и управления работой учеников
по овладению коммуникативной компетенцией на II и III ступенях общего среднего образования
посредством преподавательского блога.
Задачи:
1) теоретически
обосновать и экспериментально доказать эффективность использования
преподавательского блога как средства формирования иноязычной коммуникативной
компетенции на II и III ступенях общего среднего образования;
2) организовать
систему работы по формированию и совершенствованию основных иноязычных
коммуникативных компетенций учащихся посредством дидактических возможностей
блог-технологий;
3) создать
условия для оптимизации учебного процесса, развития учебной автономии и самостоятельной
работы учащихся по овладению иноязычной коммуникативной компетенцией при помощи
блог-технологий.
Работа над данной темой продолжалась два с половиной года и включала в
себя следующие этапы:
·
теоретическое исследование вопроса применения
блог-технологий в преподавании иностранных языков; (2014г.)
·
практическую работу по созданию и ведению
преподавательского блога; (декабрь 2014г. – до настоящего времени)
·
практическое применение блог-технологий в
образовательном процессе; (январь 2015г. – до настоящего времени)
·
анализ и обобщения полученных результатов.
Научно-методическое обоснование
В своей работе автор опирается на следующие нормативные документы,
методические разработки и издания:
·
Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
·
Учебная программа для учреждений общего среднего
образования с русским языком обучения. «Иностранные языки: английский,
немецкий, французский, китайский. III – XI
классы».
·
Инструктивно-методическое письмо министерства
образования Республики Беларусь «Об
использовании современных информационных технологий в учреждениях общего
среднего образования в 2015/2016 учебном году».
·
Настольная книга преподавателя иностранного
языка: справочное пособие – Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И.
Петрова. Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 522 с.
·
Блог - технология в обучении иностранному языку
/ П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012.- № 4 (20) – С.117-127.
В ходе изучения теоретического материала и практической работы по
созданию и ведению блога автор обращался к материалам блога учителя английского
языка квалификационной категории "учитель-методист" Зубрилиной И.В. “TEACHING
EXTRAS”; блога творческой группы учителей иностранного языка БПО “LANGUAGE CLUB
BELARUS”; блога Нечкиной Ю.С. - учителя информатики высшей категории г.Омска
«WEB 2.0 - сервисы для школ». К
Интернет–ресурсам Британского совета: BRITISH COUNCIL TEACHING ENGLISH, к материалам
Интернет журнала «The Internet
TESL Journal for Teachers of English as a Second Language» и другим
образовательным Интернет-ресурсам.
Описание технологии
опыта
Блог – это виртуальный дневник, личный сайт пользователя, состоящий из
добавляемых в иерархическом порядке записей, изображений, видео- и аудио-
файлов.[7,c.210] Образовательный
блог имеет большой воспитательный и дидактический потенциал, так как позволяет
публиковать, хранить, обрабатывать и классифицировать различную по виду и
содержанию информацию. Благодаря системе рубрикации ленты новостей и созданию
отдельных страниц, пользователь может систематизировать информацию исходя из
целей и задач блога. Блог – это та
интерактивная платформа, которая позволяет:
1)
организовывать
интерактивное пространство для работы учащихся на отдельных этапах урока,
объединяя материал урока в сообщении, на странице или в разделе блога;
2)
контролировать
усвоение учебной информации посредством интерактивных упражнений, онлайн
заданий, опросов и обсуждений интегрированных в блог;
3) создать
виртуальный дидактический комплекс по
предмету, сохранять и структурировать учебный материал;
4) создавать
учебные группы для обсуждения проблем и заданий, для реализации учебных проектов.
Дидактические свойства и методические функции блог-технологий
представлены в Таблице 1.ПРИЛОЖЕНИЕ1.
Аарон Кэмпбелл в статье “Weblogs for Use with ESL Classes”
(2003) выделяет три типа образовательных блогов:
1) преподавательский блог - ведётся
преподавателем, включает в себя учебный план, задания для учеников,
тематические ссылки на ресурсы Интернета;
2) коллективный блог или блог класса -
совместное пространство преподавателя и учебной группы, которое используется
для ведения обсуждений по темам;
3) ученический блог - ведется отдельными
учеником или малыми группами, работающими над общим проектом. Данный вид блогов
считается наиболее затратным по времени и усилиям учителя, однако наиболее
полезным для ученика или учеников, так как максимально развивает учебную
автономию и мотивирует самостоятельную внеклассную
работу учащихся. [8, c.1]
Данной типологии придерживаются и другие исследователи. При этом
отмечается, что преподаватели, ведущие образовательные блоги, чаще всего
используют комбинацию всех трех типов блога или объединяют преподавательский,
коллективный и ученический блоги гиперссылками. [3,c.59].Блог «Do You Speak English?»-
преподавательский блог с включением элементов коллективной работы в блоге
классов или групп учеников.
Сущность опыта
Блог “ Do You Speak English?”
создан при помощи веб-сервиса для ведения блогов Blogger.com в ноябре 2014 года. Блог
используется на уроках английского языка на II и III
ступенях общего среднего образования в ГУО «Гродненская городская гимназия»
(8-11 классы). Блог не является закрытым ресурсом. На начало апреля 2016 года
количество посетителей блога превысило 11000 человек из более 15 стран мира, в
том числе Беларуси, Франции, Ирландии, США, России, Китая, Великобритании и др.
В период с декабря 2014 по апрель 2016 автором было сделано более 70
записей в ленте блога, разработано 8 тематических разделов – “Reading”, “Listening”, “Vocabulary”, “Video Lessons”, “Exam Preparation”, “Let’s Have Fun”,” It’s Interesting to Know”, “Tests”. В
рамках 8 разделов создано более 100 страниц, включающих практический и
теоретический материал по предмету, в том числе около 50 онлайн упражнений,
заданий, кроссвордов и викторин по грамматике английского языка, для заучивания
и тренировки использования новой лексики, для изучения идиом, пословиц и
поговорок, особенностей британского и американского варианта английского языка
и других. Интерактивные задания
всех разделов блога являются
авторскими, созданы при помощи инструментальной программы-оболочки для
разработки интерактивных упражнений и тестов HotPotatoes 6 и приложения Web 2.0
для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей LearningApps.org.Примеры упражнений
приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
В период с января 2015 по март 2016 года проведено более ста уроков с
применением блога на различных этапах. Следует заметить, что возможности
блог-технологий позволяют организовать работу на отдельных этапах урока, а
также проводить блог-уроки, когда весь необходимый материал аккумулируется на
одной или нескольких страницах блога. Однако при планировании урока учитель
обязан учитывать гигиенические требования к организации образовательного
процесса с использованием ИКТ и ЭСО см.
Таблица 2.ПРИЛОЖЕНИЕ3. Исходя из этих требований, целесообразно
организовывать работу с блогом на отдельном этапе, или нескольких этапах
урока с обязательным выполнением
упражнений для глаз и физкультурных пауз не превышая рекомендованных временных
ограничений по работе с ПЭВМ. Рассмотрим примеры использования материалов блога
на отдельных этапах урока английского языка.
Организационно-мотивационный
этап
Урок в 8 классе. Тема «My Favourite Singer», 12 урок в рамках
темы «Музыка». Songbased warming – up. Материал к этапу: Видеоклип певицы Katy Perry «Firework» и интерактивные
упражнения к нему: http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/p/listening-katy.html
Песня «Firework» является фоном начала урока.
Сначала
учитель проводит беседу с классом:
·
Have you
heard this song before?
·
Do you
know who sings? Katy Perry is my favourite singer.
·
Do you
know anything about her?
|
Затем
учитель предлагает учащимся предварительно познакомиться с текстом песни,
уточняя незнакомые слова, и выполнить задание – «Match the word with definition».После этого предлагает прослушать песню и выполнить задания
-«Fill in the Gaps» и «Mixed–up sentence»
Затем ученикам можно предложить один из видов работы с песней:
·
Учащиеся смотрят клип, исполняют песню с опорой на текст в упражнении;
·
Караоке с субтитрами;
·
Читают (или поют) песню с разной эмоциональной окраской (счастье,
грусть, раздражение и т.д.)
·
Читают (или
поют) песню в группах (мальчики – куплет, девочки - припев, меняются)
|
Обсуждают
вопрос в парах:
Who is your favourite singer? Why?
|
Примечание
– Упражнения к данному этапу в ПРИЛОЖЕНИИ 4
Этап актуализации
субъектного опыта учащихся
Урок в 9 классе. Тема «Smart Food, Junk Food», 3 урок в рамках темы
«Здоровый образ жизни». Материал к
этапу: видеосюжет «Some shocking facts about fast food » и упражнение к
видеосюжету на множественный выбор. Ссылка на материал урока в блоге: http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/2015/11/some-shoking-facts-about-fast-food.html. Цель:
мотивация речемыслительной деятельности и создание условий для активизации
субъектного опыта учащихся, развитие навыка восприятия иноязычной речи на слух,
создание условий для самостоятельной формулировки целей урока учащимися.
Определение личностного отношения учащихся к проблеме
Do
you like fast food?
Is
homemade food better than fast food?
Would
you prefer homemade food or fast-food restaurants?
Are
there any popular fast-food restaurants in the world?
|
Работа с видеосюжетом
Учитель предлагает просмотреть
видео “Some Shocking Facts About Fast Food”
в блоге и выполнить задание на множественный выбор, для получения
статистических сведений о вреде фаст фуда:
·
How many American meals are eaten
outside the home? 65% 14% 40% 4%
·
How many children are overweight in
the USA? 90% 50% 30% 75%
·
How many deaths each year are
linked to obesity? 30,000 3,000 300,000 300
·
How many items on McDonald's menu contain no
sugar? 7 7% 70 17
Ученики смотрят видеоматериал,
выполняют задание онлайн. (проверка упражнения происходит автоматически,
ученик может исправить ошибку, просмотрев видео повторно)
Просит учеников сформулировать в
парах ответ на вопрос:
They call fast food Delicious
Silent Killer. Why?
Отвечают на вопрос в парах. Определяют
цель урока:
Speak about good food and
junk food, find the most serious reasons why fast food may by dangerous.
|
На этапе «Объяснение
домашнего задания» (write
a letter to your
classmate who can’t live a day without fast food) учитель
напоминает ученикам, что они могут воспользоваться материалами урока в блоге
при выполнении задания.
|
Операционно-познавательный
этап
10 класс. Тема «Scouts and Scout leaders». 3
урок в разделе «Молодежь и общество». Материал урока в блоге: http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/p/lord-baden-powell-lord-baden-powell.html Работа над текстом. Изучающее чтение предполагает полное и точное
понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.
Возможности блог-технологий позволяют собрать на одной странице необходимый
материал к данному этапу урока – иллюстрации (портрет Лорда Баден Пауэлла с
годами жизни), видеоматериал (видео-хроника о Лорде Баден Пауэлле – без
звукового сопровождения, с субтитрами); ссылки на энциклопедический материал и
фотоматериалы для снятия лексических трудностей (географические названия - Ньери, исторические факты – Англо-Бурская война); учебный текст «Lord Baden Powell», задания к тексту (подобрать
определения к словам, ответить на вопросы); вопросы для обсуждения на
послетекстовом этапе как импульс к началу, развитию и продолжению дискуссий о
роли Лорда Баден Пауэлла в организации и развитии мирового скаутского движения.
Предтекстовый
этап
|
Asks students to watch the video chronicles«Who is this man? » (no sound) and
say if they have any ideas who the man in the picture is.
Proposes to watch the video once again and make the
list of occupations mentioned in the subtitles to the video: аn actor, a writer, a hero, an educator
|
Текстовый
этап
|
Asks students to read the
text and check their prediction sabout Lord Baden Powell.
S - “Lord Baden Powell was a
British general and founder of the modern Scouting movement”
Asks to read the text
again and complete the task:
I. Match the definition with the words in bold. Students work in pairs.
Movement, a guide,
military, diverse, a trench, retirement, headstone, self-indulgence, to run
1. the time when you stop
working, especially because you have reached the age when you are officially
too old to work, or the act of doing this;
2. a long narrow open hole
dug in the ground used by soldiers to protect themselves from enemy attack;
3. a book about a
particular subject or type of activity;
4. the practice of
allowing yourself to have or to do something special that you like very much,
often something that you should not have or do;
5. a piece of stone with a
name and dates on it that marks a grave;
6. to control and organize
something such as a business, organization, or event;
7. relating to armies or
armed forces and the way in which they are organized;
8. a group of people who
share the same goal and work together to achieve it;
9. very different from
each other.
Students read the text and
answer the questions
II. Answer the questions. Students discuss the questions in pairs.
1.When did Lord Baden
Powell write down a guide to Scouting?
2.What event is considered
to be the starting point of the Scouting Movement?
3.Who was the head of the
Girl Guides?
4.Why did the Scouting
Movement become an international phenomenon?
|
Послетекстовый этап
|
Asks students to discuss
in pairs the questions:
1.What does “a happy life” mean from the point of view of Lord Baden
Powell?
2. Do you agree with his point of view? Why? Why not?
3. Why did they call Lord Baden Powell “an admirable madman “in the
chronicles?
Discuss the questions. Share
their ideas with the class and the teacher
|
На этапе «Объяснение домашнего задания» (подготовить
монологическое высказывание «Speak
about the
Scout Association and it sleaders»)
учитель напоминает ученикам, что они могут воспользоваться материалами урока
в блоге.
|
Этап «Объяснение
домашнего задания»
9 класс. Тема «Cinema or Theatre?»4
урок в разделе “Культурный досуг”. Цель:
подготовить учащихся к выбору и
успешному выполнению домашнего задания на основе изученного на уроке учебного
материала. Домашнее задание в учебнике
Английский язык / Англійская мова : учеб. пособие для 9-го кл. гимназий
с белорус. и рус. яз. обучения /Н. В. Юхнель [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2012.
–350 с. Ex.4, p. 157. Imagine you are
answering the same question (What do you prefer? Cinema or
theater.)onyahoo.answers. Write down your answer.
Учитель предлагает выполнить упражнение в блоге. При помощи платформы WEB
2.0 Padlet в ленте создается интерактивная газета, где ученики оставляют свои
сообщения и комментируют сообщения одноклассников. Необходимо, однако,
учитывать тот факт, что по объективным или субъективным причинам не все ученики
смогут выполнить задание онлайн, и предусмотреть возможность выполнения задания
в тетрадях. Результат доступен по ссылке: http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/2016/01/cinema-vs-theatre.html. Это лишь один из способов организации обмена
заметками и совместной работы
над проектами в пространстве
блога.
Результативность и
эффективность опыта
Практическое использование блог-технологий на уроках позволяет автору
сделать следующие выводы:
• Блог является эффективным
средством организации учебного процесса по обучению учащихся овладению
коммуникативной компетенцией.
• Блог позволяет эффективно
управлять самостоятельной внеурочной
работой учащихся, способствует развитию учебной автономии учащихся.
Для обоснованияданных выводов был проведен анализ содержания основных
разделов блога “Do You Speak English?” относительно их влияния на формирование
и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Результаты анализа
представлены в Таблице 3.ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Для иллюстрации примеров
в таблице приведены ссылки на материалы блога.
Для оценки результативности работы блога было проведено анкетирование
учащихся 9-х, 11-х классов. Было опрошено 40 респондентов.100% респондентов
считают блог “Do You Speak English?”
эффективным инструментом для овладения коммуникативной компетенцией, 72 %
респондентов регулярно пользуются блогом, 17,5 % пользуются материалами блога
ежедневно. Материалы анкеты и анализ ее результатов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6. Проанализировав
результативность своей работы с блогом и результаты анкетирования учащихся,
автор пришел к выводу, что сетевое взаимодействие «Учитель - Ученики» в рамках
блога совершенствует образовательный процесс и способствует овладению
коммуникативной компетенцией учащимися. Результат анализа сетевого
взаимодействия «Учитель - Ученики» в пространстве блога “DoYouSpeakEnglish?” отображен в Схеме 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Необходимо заметить, что эффективное применение блог-технологий на уроках
иностранного языка невозможно без наличия соответствующей
материально-технической базы и бесперебойного доступа к сети Интернет.
Оснащенность рабочего места учителя и каждого ученика необходимой компьютерной
техникой – одно из слагаемых успеха. Тем не менее, личная заинтересованность
учителя, его стремление совершенствоваться профессионально, возможность уделить
дополнительное время и силы работе с блогом не менее, а вероятно, и более
важны.
Заключение
В работе современного педагога особое место занимает умение использовать возможности
сервисов WEB 2.0 в профессиональной деятельности. Изучение теоретических
исследований, практическое применение блог-технологий в образовательном
процессе и анализ промежуточных результатов работы позволяет автору
рекомендовать применение блог-технологий в преподавании иностранных языков.
Результаты работы блога были представлены на педагогическом совете
«Индивидуализация и дифференциация процесса обучения в условиях информатизации
образовательного процесса» ГУО «Гродненская городская гимназия»(29.04.2015). А
также на e-mail- конференции «Информационно-коммуникационные технологии в
деятельности учреждения образования» ГУО «Академия последипломного образования»
в мае 2015. В ноябре 2015г. автор выступил с докладом на II международной научной конференции
«Интеллектуальная культура Беларуси: управление знаниями в контексте задач
социально-экономической модернизации» Института философии НАН Беларуси. Доклад
Рышкевич С.А. «Блог как инструмент эффективной организации учебного процесса по
изучению иностранного языка на II
и III ступенях общего
среднего образования» представлен на международной научно-практической
конференции «Информационные технологии в образовании: тенденции и перспективы
развития» ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
(25.03.2016). Материалы выступлений опубликованы. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 8
В январе-марте 2016 года проведена серия занятий в рамках авторского
обучающего семинара Рышкевич С.А.«Использование блога в образовательном
процессе» для учителей ГУО «Гродненская городская гимназия».
Блог учителя английского языка Рышкевич С.А. “Do You Speak English?” представлен для
участия в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет -2016» в
номинации «Электронный образовательный ресурс в базовом и общем среднем образовании».
Ссылка на видеопрезентацию проекта: https://www.youtube.com/watch?v=IGN4nVpRDHo
Автор планирует продолжить практическую работу по использованию
блог-технологий в своей профессиональной деятельности, а также изучить
возможность интеграции в пространство блога других образовательных ресурсов WEB 2.0. для создания
многоуровневой системы по формированию и совершенствованию всех составляющих
иноязычной коммуникативной компетенции.
Список использованных
источников
1) Баранова,
Н.П. Концепция учебного предмета “Иностранный язык” / Н.П. Баранова, П.К.
Бабинская, Н.В. Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 3.
– С. 3–12.
2) Блог
- технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. -
2012.- № 4 (20) – С.117-127.
3) Власова,
Е.И. Использование учебных блогов в
преподавании иностранных языков/Е.И. Власова//Направления интенсификации
образовательного процесса в военном вузе с использованием новых информационных
технологий и активных методов обучения: материалы научно-методической
конференции, Новосибирск, 25 ноября 2011 г./ филиал ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» -
Новосибирск, 2011. – С. 55-60.
4) Маслыко,
Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие /
Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова: под ред. Е. А. Маслыко.-
Минск: Вышэйшая школа,2004. – 522 с.
5) Инструктивно-методическое
письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании
современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования
в 2015/2016 учебном году». - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://adu.by/wp-content/uploads/2015/umodos/imp/imp-inform-tehnologii-oso-15-16.pdf. – Дата доступа: 25.09.2015.
в 2015/2016 учебном году». - [Электронный ресурс] – Режим доступа - http://adu.by/wp-content/uploads/2015/umodos/imp/imp-inform-tehnologii-oso-15-16.pdf. – Дата доступа: 25.09.2015.
6) Пассов,
Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие
для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.средн. образования / Е.И.
Пассов. – Минск: Лексис, 2003. – 184 с.
7) Шишковская,
Ю.В. Использование преподавательского блога в обучении студентов иностранному
языку/ Ю.В. Шишковская //Филологические науки. Вопросы теории и практики. -
Тамбов: Грамота, 2014.- № 4 (34): в 3-х ч. - Ч. III. - C. 210-212.
8) Weblogs for Use with ESL Classes/
A.P. Campbell// The Internet TESL Journal for Teachers of English as a Second
Language. – [Electronic resource]. – Mode of access: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html. – Date of access:
15.02.2015.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Таблица 1.Дидактические свойства и методические функции
блог-технологийв обучении иностранному языку [2, c. 116]
Дидактические свойства
блог - технологий
|
Методические функции блог-технологий
в обучении иностранному языку
|
Публичность
|
Организации сетевого взаимодействия между
преподавателем и учениками на иностранном языке.
Организация внеклассной учебной деятельности учащихся, направленной
на развитие языковой компетенции (лексики, грамматики), видов речевой
деятельности (чтения, письма, аудирования), а также социокультурной
компетенции.
|
Авторство
|
Автор блога определяет цель, тематическую
направленность блога и координирует размещение материалов (текстовых,
графических, аудио-, видео-).
Использование блога для развития коммуникативной
компетенции виндивидуальной и групповой формах работы учащихся.
|
Мультимедийность
|
Блог позволяет использовать материалы разного
формата. Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и
социокультурного материала при подготовке к уроку, при написании эссе,
рецензий, обзоров, отзывов.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры интерактивных упражнений в блоге «Do You Speak English?»
1.
2.
3.
4.
5.
1.
Matching
Exercise. Proverbs about Friends and Friendship.
2.
Gap-fill
Exercise. Conditionals.
3.
Crossword.
Genres of Literature.
4.
Grammar
Test. Infinitive or Gerund.
5.
UK
Quiz.
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Таблица 2.Гигиенические требования при организации
образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО [5, c.7]
Классы
|
Количество занятий (учебных и факультативных) с
использованием ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ (включая портативные) в течение учебного дня
|
Продолжительность непрерывного занятия, связанного с
фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ
|
Продолжительность непрерывного занятия, связанного с
фиксацией взгляда непосредственно на ВДТ (видеодисплейных терминалов)
|
I
|
1
|
10
|
7
|
II-IV
|
1
|
15
|
10
|
V-VII
|
2
|
20
|
15
|
VIII-IX
|
2
|
25
|
20
|
X-XI
|
3
|
30-1 занятие, по 20 -2 и 3 занятие
|
20
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Организационно-мотивационный этап.
Фонетическая зарядка к уроку «My Favourite Singer»
Katy Parry.
Firework
Do you ever feel like a
plastic bag?
Drifting through the wind
Wanting to start again
Do you ever feel, feel so
paper thin
Like a house of cards
One blow from caving in
Do you ever feel already
buried deep
Six feet under scream
But no one seems to hear a
thing
Do you know that there’s still
a chance for you
Cause there's a spark in you
You just gotta ignite the
light
And let it shine
Just own the night
Like the Fourth of July
Cause baby you're a firework
Come on show 'em what your
worth
Make 'em go "Oh, oh,
oh!"
As you shoot across the sky
Baby you're a firework
Come on let your colors burst
Make 'em go "Oh, oh,
oh!"
You're gunna leave 'emfallin'
down.
Before Listening
While Listening / After Listening
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 3. Формирование и совершенствование иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих посредством
блог-технологий
Блог «Do You Speak English?»
Речевая компетенция - умения
учащихся в говорении, аудировании, чтении и письменной речи
|
|
Чтение
|
Раздел «Reading» http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/p/lord-baden-powell-lord-baden-powell.html
·
Размещение текстов и заданий к ним в блоге для
организации целенаправленной работы с текстом, как на уроке, так и вне его.
·
Онлайн проверка упражнений к текстам.
·
Варианты текстов и заданий к ним для решения
определённых учебных задач: пересказа текста, использование текста в
коммуникативно - обращённом устном монологическом высказывании, составление
диалога, письменное сообщение на основе прочитанного материала и т.д.
Основная лента новостей http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/2016/02/oscars-2016-leonardo-dicaprio-wins-best.html
·
Публикация текстовых сообщений об актуальных
новостях культуры, истории, праздниках, интересных событиях в странах изучаемого
языка.
·
Размещение ссылок на работу с онлайн ресурсами
(например, онлайн версии британской прессы).
·
Размещение материалов по страноведению, культуре и
истории стран изучаемого языка и Республики Беларусь.
|
Аудирование
|
Раздел «Listening»
·
Интеграция аутентичного аудио или видеоматериал в
раздел.
·
Выбор аудиоматериала в соответствии с воспитательной
ценностью, информативностью, возрастом ученика и конкретными целями обучения.
·
Создание системы работы со всеми этапами проработки
аудиоматериалов (до прослушивания, во время прослушивания, после
прослушивания).
·
Онлайн проверка упражнений к аудио текстам.
·
Возможность самостоятельной работы с материалом
раздела вне урока.
Основная лента новостей http://sdoyouspeakenglish.blogspot.com.by/2015/11/some-shoking-facts-about-fast-food.html
·
Публикация видеоматериалов об актуальных новостях
культуры, истории, праздниках, интересных событиях в странах изучаемого
языка.
Раздел «It's Interesting to Know»
·
Организация самостоятельной работы учащихся по
изучению иностранного языка: ссылки на Интернет-ресурсы для прослушивания аудиокниг и
подкастов, для просмотра фильмов в
оригинале и т.д.
Раздел “Video
Lessons”
·
Размещение видеороликов с объяснением лексического
или грамматического материала на английском языке.
|
Письмо
|
Основная лента новостей / каждый
раздел блога
·
Организации обмена комментариями после
опубликованных материалов.
·
Организации обмена электронными сообщениями по
материалам блога.
·
Создание на платформе WEB 2.0 Padlet (https://padlet.com) газет, микро-проектов и
проектов с интеграцией в
блог.
·
Письменное сообщение на основе прочитанного,
просмотренного или прослушанного материала как вариант домашнего задания.
|
Говорение
|
Основная лента новостей / каждый раздел блога
·
Материалы, публикуемые в основной ленте блога и в
его разделах, используются как импульс к началу, развитию и продолжению
дискуссий в классе.
Раздел «11th Form. Exam Preparation»
·
Публикация материалов для подготовки к обязательному выпускному
экзамену по учебному предмету ”Иностранный язык“ дает возможность
организовать процесс повторения изученного материала наиболее рационально, в
удобное для учащегося время.
|
Языковая компетенция - владение
произносительной, лексической и грамматической сторонами речи и орфографией
|
|
·
Размещение видео уроков с объяснением лексического
или грамматического материала.
·
Добавление в урок
теоретической части – правила, пояснения.
·
Наличие в уроке практической части – онлайн задания
или упражнения по изученной теме.
Раздел “Tests”
·
Сборник
упражнений и заданий по грамматике английского языка.
·
Выполнение проверка и оцениваниеонлайн позволяет
эффективно организовать работу с грамматическим материалом на уроке, при
выполнении учащимися домашнего задания, а также при самостоятельной работе.
Раздел “Vocabulary”
·
Размещение материалов и упражнений для презентации,
семантизации, заучивания и тренировки использования новой лексики.
·
Систематичность тренировки, ситуативность
тренировочных упражнений.
·
Выполнение проверка и оценивание заданий онлайн.
Раздел “Let’s Have Fun”
·
Размещение тематических кроссвордов, упражнений для
изучения идиом, пословиц и поговорок, особенностей британского и
американского вариантов английского языка.
|
|
Социокультурная компетенция -
владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого
языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение
представлять свою страну и ее культуру
|
|
Основная лента новостей / каждый раздел блога
·
Публикация материалов об
актуальных новостях культуры, истории, праздниках, интересных событиях
в странах изучаемого языка и в Республике Беларусь.
Раздел «It's Interesting to Know»
·
Размещение материалов по страноведению, культуре и
истории стран изучаемого языка и Республики Беларусь;
·
Ссылки на официальные вебсайты англоязычных стран и
Республики Беларусь.
|
|
Компенсаторная компетенция -
умение выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при
получении и передаче информации
|
|
Все разделы блога
·
Компенсаторный подход к формированию материалов
блога. Сочетание личностно-ориентированного, культуроведческого и
интерактивного подходов.
·
Использование аутентичных упражнений, текстов,
диалогов идентичной тематики, являющихся важным источником культурологической
информации, позволяющей осуществить адекватное понимание и употребление
средств изучаемого языка.
|
|
Учебно-познавательная компетенция
- общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения
языков и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий
|
|
Все разделы
блога
·
Пространство блога является обучающей средой,
позволяющей учащимся самостоятельно управлять процессом учения от
планирования до оценки и коррекции результатов, развивающей способности
ставить задачи и находить способы
решения, рефлектировать процесс
изучения иностранного языка.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты анкетирования учащихся
Вопросы анкеты
|
Ответы
|
Как
часто вы посещаете блог «Do you speak English?»
|
Ежедневно -17,5% . Раз в неделю – 72,5%. Раз в
месяц – 10 %
|
Какие разделы блога Вы посещаете: редко, регулярно,
часто.
|
См. график
|
Для чего Вы используете блог?
|
·
Работа с блогом на уроке 95%
·
Повторение пройденного на уроке материала 73%
·
Подготовка и выполнение домашних заданий 65%
·
Подготовка к экзаменам 68%
·
Самостоятельная работа по изучению английского языка 23%
|
Развитию
каких компетенций, по Вашему мнению, способствует использование блога «Do You Speak English?»
|
·
Речевых компетенций:
·
Говорения 50%
·
Чтения 48%
·
Аудирования 28%
·
Письма 20%
·
Языковые компетенции 68%
·
Социокультурные компетенции 75%
·
Всех компетенций в комплексе 57%
|
Считаете
ли Вы блог «Do you speak English?» эффективным инструментом для овладения
коммуникативной компетенцией?
|
Да -100%
|
Частота
посещений разделов блога учащимися
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Схема 1. Взаимодействие «Учитель – Ученики» в пространстве
блога
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Список статей
1) Рышкевич,С.А.
Использование блога в преподавании иностранных языков /С.А.Рышкевич//Информационно-коммуникационные
технологий в деятельности учреждения образования: сб. материалов
e-mail-конференции [Электронный ресурс] / ГУО «Академия последипломного
образования. – Минск, 2015. – С. 632-637.– 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
2) Рышкевич,С.А.
Преподавательский блог как средство оптимизации преподавания иностранных языков
на II, IIIступенях обучения/ С. А.
Рышкевич С. А.// Интеллектуальный
потенциал молодежи как фактор инновационного развития Республики Беларусь:
коллективная монография / Ф.И. Храмцова, С.А. Полетаев, А.М. Дулуб. –
Минск, 2016. – С. 202-206.
3) Доклад
Рышкевич С.А. «Блог как инструмент эффективной организации учебного процесса по
изучению иностранного языка на II
и III ступенях общего
среднего образования» на международной научно-практической конференции
«Информационные технологии в образовании: тенденции и перспективы
развития», ГУО «Гродненский областной
институт развития образования» 25 марта 2016, готовится к изданию в сборнике
статей по материалам конференции в мае 2016.
Комментариев нет:
Отправить комментарий