Друц Р.В.,
учитель
русского языка и литературы высшей категории
Гродненской
городской гимназиии
Тема:
«Пленительные образы…» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Класс: 8
Место
урока: первый урок по поэме Н.А.
Некрасова
Целеполагание:
-актуализировать
личностный смысл учащихся к изучению поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» - познакомить
с историческим материалом, положенным в основу поэмы; организовать деятельность
учащихся по изучению текста поэмы и первичному закреплению умения анализировать поэму.
-содействовать
развитию у учащихся эмоционально-образного мышления, навыков монологической речи.
-способствовать формированию таких
нравственных качеств, как патриотизм, ответственность, долг.
Тип
урока: Урок-лекция с элементами беседы.
Оборудование:
Мультимедийный проектор с презентацией к
уроку, Эпизоды х/ф «Звезда пленительного счастья» (режиссёр В.Мотыль),
аудиозапись А. Вивальди «Времена года.
Зима»
ХОД
УРОКА
1.Актуализация знаний учащихся
(На доске):
Пленительные
образы! Едва ли
В
истории какой-нибудь страны
Вы
что-нибудь прекраснее встречали.
Их
имена забыться не должны.
Н. Некрасов
Вступительное слово учителя.
(на фоне финального эпизода фильма)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
- Этими строками начинается
стихотворение-послание А.С. Пушкина «В
Сибирь», написанное им в 1827 году и отправленное своим друзьям с женой
декабриста Муравьёва.
Знакомясь с творчеством писателей и
читая художественные произведения, мы всегда заглядываем на странички истории.
- О каких исторических событиях и
эпохах мы уже говорили на уроках литературы? (Об эпохе Ивана Грозного, об
Отечественной войне 1812 года и о победе русского народа над армией Наполеона).
Сегодня мы остановимся ещё на одном
событии, которое произошло в 1825 году.
-Как оно называется? (Восстание
декабристов).
-Что вы о нем знаете? (ответы
учащихся)
2.
Лекция учителя (учащиеся по ходу лекции ведут записи в тетради).
2.1 Историческая справка
- Восстановим хронологию тех событий…
(Звучит
музыка Вивальди «Времена года.
Зима». Презентация).
Слайд
1.
- В ноябре 1825 года во время
поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I.
Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра –
Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.
Слайд 2
14
декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь,
отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые
офицеры-дворяне, цвет столичного высшего общества. Этих людей позднее
стали называть декабристами.
Декабристы
хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета
заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное
право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий,
передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока
солдатской службы.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов,
митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь
отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено
через несколько часов. Начались расследование и расправа над
участниками.
Слайд 3
Царское
правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено
570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие
офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции.
Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказали
прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять
декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей
Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич
Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
- Каким образом связаны этот
трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова? (Некрасов посвятил поэму героическим
женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские
женщины»)
2.2 История судеб жен декабристов
-
В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия
плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или
мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения
11 женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями
в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по
возрасту, по характеру и по уровню образования… (слайд 4) Но объединяло их
одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы
испытаний.
Под маской
либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё
возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, а
более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты,
угрозы, законы о лишении их всех прав, состояния. (слайды 5,6,7; 8 – 11-обзор)
Тюрьму, каторгу и ссылку пережили
только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа
1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина
Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись
из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра Ентальцева, Александра
Давыдова). Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая
умерли и похоронены в Сибири.
Первой
поехала за мужем в Сибирь Екатерина Трубецкая .
-Кто же она,
княгиня Трубецкая? (сообщение учащегося о Е.И.Трубецкой) (вернуться к слайду 5)
2.3
История создания поэмы.
- В 50 – 60-е годы, после возвращения
декабристов, в России намечается очередной подъем общественного движения.
Многие русские поэты и писатели не могли не откликнуться на этот процесс. Так
Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.
Узнав, что у Михаила Сергеевича
Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение
прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский
знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. ( вернуться к слайду 6)
«Дело было в Петербурге. Читали три
вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер
вскакивал со словами: «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь
руками за голову, плакал, как ребёнок».
Здесь же, у Волконского, поэт
набросал для себя краткое изложение записок. Эти наброски были
использованы при работе над поэмой.
Приехав в Карабиху в 20-х числах мая
1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над
поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная
работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» была закончена 23
июля 1871 года.
Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича,
вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай
Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдёмте в парк, под кедр, я буду читать
«Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим,
голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли
удержаться от слёз.
Когда он закончил и взглянул на своих
слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное
впечатление произвело на всех его произведение».
В 1872-1873 годах в журнале
«Отечественные записки» выходят две части поэмы «Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Задумывалась и третья часть. Об этом
поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:
Быть может, мы, рассказ свой продолжая,
Когда-нибудь коснемся и других,
Которые, Отчизну покидая,
Шли умирать в пустынях снеговых.
Третья часть поэмы должна была быть
посвящена Александре Григорьевне Муравьевой. (вернуться к слайду 7) В
основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай
Алексеевич собирался положить мемуарные источники, «Записки княгини Волконской»
и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд
причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не
была написана.
3.
Работа с текстом поэмы.
- Дома вы прочитали 1 часть поэмы,
которая называется «Княгиня Трубецкая».
-
Понравилось вам произведение? Что поразило? Что запомнилось?
- Почему автор обратился к жанру поэмы? Дайте определение поэмы как жанра.
( Поэма
– большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с
повествовательным и эпическим сюжетом…В поэме можно не только рассказать
историю, но и передать чувства, наполнив ее лирическим смыслом)
- Какова основная идея произведения? Почему Некрасов
назвал поэму «Русские женщины»?
- Какова композиция поэмы? В чем особенность ее
построения? (сочетание повествования, размышлений героини и ее диалог с
губернатором)
3.1
Беседа по содержанию.
- Прочитаем начало поэмы? Что описывается
во вступлении?
(
описание «на диво слаженного возка» и переживаний графа-отца, отправляющего
свою дочь в Сибирь)
3.2 Словарная работа
- Объясните значение слов:
Медвежья
полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.
Образок –
икона, уменьшительно от «образ».
- Зачем граф-отец повесил в правый
уголок возка икону?
- Какие чувства испытывает он в
этот момент?
- Как объясняет княгиня Трубецкая
свой отъезд? Найдите в тексте эти слова.
(«Но долг
другой, и выше и трудней меня зовет…») Как вы понимаете слово «долг»? Какой
долг движет Княгиней?
- Что просит она у отца?
(Благословления
в дальний путь).
- Какое чувство у отца, по мнению
княгини Трубецкой, должен вызвать поступок дочери?
(Чувство
гордости…)
- Как прощается княгиня с родными, с домом, с
городом? Какие чувства испытывает?
Почему город «роковой»?
3.3
Аналитическое чтение.
- Княгине предстоит долгая дорога. Давайте
посмотрим, как изображен путь княгини к мужу.
Задание:
найти в тексте и зачитать строки, которые описывают дорогу.
- Кто может
сказать сколько по времени занял путь княгини в Иркутск до встречи с
губернатором?
- Более месяца в пути… Есть время для
размышлений, воспоминаний, мечтаний…
Как Некрасов
погружает нас в мир размышлений, воспоминаний, мечтаний княгини? (с помощью
снов).
О чем сны
княгини Трубецкой? Какова их роль в повествовании и раскрытии художественного
содержания поэмы?
3.4 Образ княгини Е. Трубецкой
- Мы прочитали и обсудили первую часть
поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Что мы можем сказать о героине? Какой
образ рисует поэт? Какими качествами
должна обладать женщина, которая отправляется за мужем в Сибирь?
4.
Подведение итогов.
-
Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Какие слова наиболее ярко характеризуют
отношение поэта к своей героине? Почему?
5.
Домашнее задание:
Стр. 139, задание 3.
Выписать доводы, которые приводит
-
губернатор, чтобы остановить княгиню (1 вариант);
-
княгиня, чтобы продолжить путь (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий