Методические рекомендации по оформлению учебного кабинета


Отдел образования спорта и туризма администрации 
Ленинского района г.Гродно

ГУО «Гродненская городская гимназия»

Методические рекомендации
по планированию и организации работы учебного кабинета


Учебный кабинет – это учебное помещение гимназии, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет.

Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.

Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении заведующего кабинетом, определяются функциональные обязанности.
Общие требования к учебному кабинету

1. Наличие нормативной документации на функционирование учебного кабинета:

– приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональные обязанности;

– паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;

– правил пользования учебным кабинетом учащимися;

– плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

– оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);

– наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).
Необходимая документация учебного кабинета:
1. Паспорт учебного кабинета:

- анализ работы кабинета за предыдущий учебный год
- план работы кабинета на учебный год
- перспективный план развития кабинета на 3-5 лет
2. График работы учебного кабинета
3. Инвентарная опись имеющегося оборудования
4. Картотека наглядных пособий, раздаточного материала
5. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

Вся документация кабинета ведется учителем регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

Рекомендации по перечню папок, которые хранятся в учебном кабинете:
1. Паспорт кабинета
2. Охрана труда
3. Нормативные документы
4. Планирование учебной работы
5. Работа в системе самообразования
6. Современные образовательные технологии
7. Измерители образовательного стандарта
8. Внеклассная работа по предмету
9. Работа с одаренными и т.д.

Папка «Паспорт кабинета» включает в себя:
1. Анализ работы кабинета за предыдущий год
2. План работы кабинета на год
3. Перспективный план развития кабинета
4. Инвентарная опись оборудования кабинета
5. Выписка из «Перечня средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений» по предмету
6. Журнал использования ИКТ

Папка «Охрана труда»

Инструкции по охране труда, пожарной безопасности, по оказанию первой медицинской помощи, журнал инструктажа для учащихся.

Примечание: в кабинете должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются правила поведения в кабинете, инструкции по технике безопасности, памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях, рисунки с изображением безопасных приемов работы в кабинете.

Папка «Нормативные документы»

Содержит основные руководящие документы Министерства образования Республики Беларусь (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.)

Папка «Планирование учебной работы»

Содержит: программы учреждений образования, календарно-тематическое планирование, рабочие планы, планы работы факультативных занятий
Папка «Работа в системе самообразования»
Содержит: программу профессионального роста учителя, аналитические и отчетные материалы, мониторинги, портфолио учителя, представление опыта работы, материалы выступлений, публикаций, оформленные планы открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.

Папка «Современные образовательные технологии» может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий образовательного процесса, теоретический материал по используемым технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса

Папка «Измерители образовательного стандарта» представляет собой материалы контрольных, самостоятельных, проверочных, тестовых работ.

Папка «Внеклассная работа по предмету» содержит материал к проведению внеклассных материалов, предметных недель.

Папка «Работа с одаренными учащимися» содержит материалы школьных, районных, областных, республиканских этапов олимпиады, материалы интернет-олимпиад, материалы по организации исследовательской работы с учащимися: перечень возможных тем исследования, требований к оформлению результатов исследовательской работы, реферата, положения о научно-практических конференциях и т.п.

В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы:

1. Справочники, сборники задач, словари

2. Методические пособия

3. Дополнительная литература по предмету

4. Журналы и газеты

5. Учебники

Примерный образец заполнения картотеки:




п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Количество экземпляров



Перечень дидактических (раздаточных) материалов

1. Коллекции, гербарии, муляжи, карты, портреты, иллюстрации

2. Модели атома, строения решетки, объемных геометрических фигур и т.д.

3. Таблицы

4. Список имеющихся в наличии ЭСО по предмету

5. Раздаточный материал


Подготовила председатель методического совета Горелик Т.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий