Тема: Александр Грин – рыцарь мечты

Филипчик А.Г.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Гродненской городской гимназиии

            Тема: Александр Грин – рыцарь мечты
            Класс7         
            Место урока: первый урок по творчеству А.Грина
            Целеполагание:
            Пробудить у учащихся желание познакомиться с другими произведениями А. Грина, заинтересовать их личностью писателя.
            Способствовать развитию эмоционального восприятия художественного текста.
образного мышления, понимания авторской позиции.
            Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.
            Задачи урока
            Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками, продолжить формирование культуры работы с книгой.
            Продолжить овладение умениями анализа художественного произведения
            Учить выделять проблематику изученного произведения.
            Учить выражать своё отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, аргументируя своё мнение.
            Развивать творческие способности учащихся.
            Тип урока  нестандартный  (литературная гостиная)
            Оборудование: мультимедийный проектор презентация, видеоклип
Ход урока
 Вступительное слово. Создание эмоционального фона.
(слайд № 1)   И думал о счастье А. Грин
            -  Посмотрите внимательно на доску, на эпиграф, на экран. Как вы думаете, что вас ждет на уроке? Чем мы будем заниматься.
            - Откройте учебник на стр. 48, посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о нем? Прочитаем эпиграфы из учебника. Оформим «шапочку» урока.
            - Статья об Александре Грине называется «Рыцарь мечты» Почему такое название выбрал автор, мы ответим позже, когда ближе познакомимся с писателем. А пока попробуем  «поймать ассоциацию»


Рыцарь
Мечта
храбрость, доблесть, мужество, служение, гордость, защитник и т.д.
цель, грезы, желание, стремление, счастье, воображение и т.д.

- Давайте посмотрим, применимы ли эти ассоциации к нашему сегодняшнему гостю.
            Презентация жизни и творчества А. Грина.
            - внимательно слушаем выступление, по ходу делаем записи и думаем над вопросом «Почему А. Грина называют рыцарем мечты?» (устное сообщение учащегося о жизни и творчестве А.Грина)
             (сл. №5) Закройте глаза, послушайте море и подумайте, почему именно море мечтал восьмилетний мальчик?
            (сл. № 7)  Почему ребята, рассказывая о трудностях и лишениях, выбрали такую иллюстрацию?
            «Алые паруса как символ мечты». Анализ произведения.
            Осмысление жанра.
             В каком значении слово «феерия» употреблено в определении жанра?
            Вспомним содержание этого произведения. Поможет нам в этом видеоклип
«Рисунок на стекле»
            Тест  поможет нам вспомнить имена героев феерии (оценивание – рулетка)
Описать место действия, познакомить с главными героями поможет глава 1 «Предсказание»
            История Мери.(пересказ)
            Лонгрен и Меннерс.(языковой анализ эпизода) стр. 55,56
Задание: определите художественное, смысловое и идейное значение глаголов, демонстрирующий поведение Лонгрена и Меннерса в данной ситуации (работа в парах)

Меннерс
Лонгрен
Закричал;
Взывал;
Рыдал;
Заклинал;
Обещал;
Угрожал;
Сыпал проклятиями
Молчал;
Не сказал ни одного слова;
Не переступал даже с ноги на ногу;
Только подошел ближе к краю мола, чтобы не сразу потерять из вида метания и качки лодки;
Кикнул;
Пошел домой

 -В чем главное отличие поступков Меннерса и Лонгрена?
 -Мог ли Лонгрен поступить иначе? Что руководило им в эту минуту?
 -Мог ли Меннерс поступить иначе? Как вы относитесь к подобным людям?
 -Можно ли понять и простить этих героев?
 -Виновная «невиновность»

Меннерс
Меры вины – равные
Лонгрен
не помог Мери
не помог Меннерсу
Умерла от воспаления легких
Умер от простуды и потрясения
Как наказан Лонгрен? (Тень его вины ложится на Ассоль)
в)  Сказка Эгля 
Вы сейчас услышали красивые слова, предсказывающие счастливое, удивительное будущее девочке, которой жизнь  не сулила ничего подобного. Как вы думаете, Эгль хотел обмануть девочку? или утешить ее? (он хотел ей дать надежду, мечту, спасение). Символом этой мечты стали Алые паруса
            Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
             - Вернемся теперь к началу нашего урока. Получилось у нас то, что мы предсказали? На следующем уроке пригласим в гости Ассоль и Грэя и познакомимся с ними.
            Домашнее задание. По вариантам:
Составить рассказ о герое:
Ассоль.( стр. 102, вопр. 4,5)
Грэй. (стр. 103, вопр. 6) Поможет вам план-таблица на распечатке и вопросы учебника


Комментариев нет:

Отправить комментарий